Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

 

Владимир Владимирович Щукин

Фотоархив В.В. Щукина

 

Архитектор Константин Паризо де ла Валетт

Из истории французского дворянского рода в Российской империи


Штурм королевской крепости Бастилии 14 июля 1789 г. ознаменовал начало Великой французской революции, одним из последствий которой стало то, что многие французские дворянские семьи были вынуждены покинуть страну. Эмигранты постепенно расселились по всей Европе, некоторые из них нашли приют в Российской империи. В числе последних были и представители старинного рода Паризо де ла Валетт. Самым знаменитым представителем этой семьи был Жан Паризо де ла Валетт. Он прожил бурную жизнь, полную приключений, а в 1557 г. стал Великим магистром Мальтийского ордена, располагавшегося к этому времени на острове Мальта. В 1565 г. ему пришлось организовать защиту острова от нападения турецкой эскадры. Благодарные мальтийцы в его честь назвали столицу острова Валеттой. Он также считается основателем этого города.

Старинный французский род пустил глубокие корни в Российской империи, ставшей для его представителей второй родиной. Представители французского рода обрастали новыми родственными связями. В родстве с ними были представители дворянских родов Брусиловых, Панютиных; в родстве с ними был и Мориц Борисович Берх, назначенный в 1851 г. исполняющим обязанности командующего Черноморским флотом и Николаевско-Севастопольского военного губернатора. Впоследствии в родстве с ними был и последний настоятель Николаевского Адмиралтейского собора Доримедонт Георгиевич Твердый.

Городская Дума и управа в Николаеве

 

Вероятно, первым представителем российской ветви рода стал Поль Огюст (Павел Петрович) Паризо, родившийся в Москве в 1802 г. он вступил в брак Екатериной Ивановной Соколовой, дочерью помещика Елисаветградского уезда Херсонской губернии, получившей во владение от отца имение Святотроицкое (Русская Коса) Херсонского уезда. Дальнейшая история семьи связана с Вознесенском. Именно там родились сыновья Михаил (1833 г.) и Петр (1835 г.), дочь Елена (1834 г.). Младшая дочь Мария родилась в Одессе в год смерти своего отца – в 1838 г. был еще и младший сын Александр (1837 г.), умерший в младенчестве.

Первым представителем семьи, поселившимся в Николаеве, стал Михаил Павлович Паризо, ротмистр в отставке, популярный в Николаеве общественный деятель. Он избирался гласным Николаевской городской думы, а в 1878-1884 гг. был Николаевским городским головой. Женат на дочери генерал-майора Татьяне Сергеевне Фроловой, отец двух дочерей – Веры и Софии. М.П. Паризо де ла Валетт умер в 1897 г., погребен на Николаевском городском некрополе.

 

Константин Паризо де ла Валетт в Николаеве

13 января 1877 г. в семье Петра Павловича и Елизаветы Яковлевны Паризо де ла Валетт родился сын Константин. Вероятно, местом его рождения был Вознесенск, хотя в ряде источников местом рождения К.П. Паризо де ла Валетта указывается Николаев. О детских годах будущего инженера и архитектора ничего неизвестно.

В 1899 г. он окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. Служил на гражданской службе в лейб-гвардии Егерском полку.

К. П. Паризо де ла Валет, Ю. Н. Шретер. Вилла в Нови-Саде. 1924.

 

Константин Петрович Паризо де ла Валетт прибыл в Николаев начале ХХ в. Громкая фамилия и протекция вдовы его покойного дяди – бывшего городского головы способствовали тому, что его приняли на должность гражданского инженера. В 1904 г. он участвовал в работе комиссии по строительству городского водопровода. К этому же времени относится и первый крупный архитектурный проект, – Попечительным Советом Николаевской городской больницы Константину Петровичу заказано проектирование здания амбулатории для городской больницы. Архитектор отнесся к заказу с ответственностью, понимая, что новое здание должно стать доминантой всего комплекса уже сооруженных корпусов больницы и одной из визитных карточек города. В силу этого, стиль здания должен быть достаточно оригинальным, но не контрастировать со сложившейся застройкой комплекса больницы. К началу 1904 г. первоначальный проект был исполнен, поскольку 9 марта того же года постановлением Попечительного Совета предписывалось выдать архитектору 180 руб. «…за составление им проекта фасада и плана здания амбулатории при городской больнице».

В дальнейшем он не смог участвовать в доработке проекта, который дорабатывался Е. Штукенбергом, в соответствии с рекомендациями главного врача больницы. Нет документов, которые свидетельствовали бы о том, что в ходе дальнейших работ как-либо менялся первоначальный облик фасада здания. Поскольку Е. Штукенберг впоследствии осуществлял руководство его строительством, большинство николаевских исследователей традиционно считают именно его архитектором данного сооружения, хотя в архитектурном наследии Е. Штукенберга (самого плодовитого и успешного среди николаевских архитекторов) нет сооружений в стиле модерн, который только формировался в начале ХХ в. Фасад здания решен сдержано и оригинально декорирован романско-готическими архитектурными элементами, использованы также элементы «кирпичного стиля», которые должны были служить деталями, объединяющими новое здание в единый ансамбль с ранее сооруженными больничными павильонами.

Административно-амбулаторный корпус Николаевской городской больницы

 

С общей застройкой больницы здание объединяют одноэтажные флигеля, пристроенные к боковым фасадам, они мягко и ненавязчиво выделяют центральный двухэтажный объем сооружения. Главный корпус выделен изящным фронтоном в стиле европейской средневековой архитектуры, в центре которого расположен оригинальный люнет, завершающийся готической стрельчатой аркой. К сожалению, штукатурка и полихромная раскраска нанесенные позднее, скрыли каменную кладку, исказив первоначальный замысел архитектора. Архитектурный декор здания заставляет вспомнить об архитектуре романтического стиля 30-40-х гг. ХІХ в., в частности, ощущается явное влияние стиля Воронцовского дворца в Алупке. Это здание демонстрирует изысканную интерпретацию европейского стиля модерн и является одним из наиболее удачных воплощений этого стиля в николаевской архитектуре.

Возможно, к этому же времени относится сооружение оригинального особняка семьи Паризо в стиле модерн в начале ул. Адмиральской, не имеющего аналогов в архитектуре Николаева. Гладкие стены, минимализм в использовании декоративных архитектурных деталей, разные по форме оконные проемы по фасаду и разноскатная кровля создают изысканную аллюзию с традиционной прибалтийско-скандинавской архитектурой. Оригинальная полукруглая боковая пристройка, неожиданно контрастирующая с общей лаконичной композицией сооружения, напоминает апсиды средневековых храмов. Особую выразительность главному фасаду придает расположение главного входа в здание, подчеркивающего ассиметричность сооружения. Вход украшен массивным каменным фризом, напоминающим навершия донжонов и башен средневековых замков. Умелое и ненавязчивое соединение в единое гармоничное целое разнородных элементов свидетельствуют об изысканном вкусе и широкой художественной эрудиции архитектора.

В 1904 г. К. П. Паризо де ла Валетт мобилизован в действующую армию в связи с начавшейся русско-японской войной. В 1906 г. он возвратился в Николаев, восстановлен в должности гражданского инженера, по совместительству работал преподавателем математики и графических искусств в Николаевском среднем механико-техническом училище. За плодотворную преподавательскую работу в 1909 г. представлен к награждению орденом св. Станислава ІІІ степени.

Константин Петрович перерабатывал проект главного фасада здания Николаевской городской управы, строившегося под руководством Е.А. Штукенберга в 1910-1911 гг. (и в этом случае авторство архитектурного проекта приписывается исключительно Е. Штукенбергу)

Паризо де ла Валетт К.П. Особняк на ул Адмиральской в Николаеве

 

В 1912 г., в качестве городского архитектора, он участвовал в работе комиссии по сооружению крытых рынков (рыночных павильонов, располагавшихся на месте современного детского городка «Сказка»).

По мнению Ю.С. Крючкова, вклад этого архитектора в развитие архитектуры в Николаеве не получил должной оценки. Исследователь считает, то по его проектам в городе построено немало зданий, но они пока не выявлены.В 1913 г. К.П. Паризо де ла Валетт переехал в Екатеринослав, где занимал должность губернского инженера.

В начале І Мировой войны архитектор мобилизован в действующую армию и направлен на Галицийский, затем на Румынский фронт. Участник Белого движения на юге России в период гражданской войны.


Эмиграция и возвращение на историческую родину

В январе 1920 г. К.П. Паризо де ла Валетт с семьей эвакуировался из Одессы в Югославию. В июле того же года обосновался в г. Нови-Сад, где четыре года занимал должность архитектора при городском управлении строительными работами.

К. П. Паризо де ла Валет, Ю. Н. Шретер. Дом семьи Джукич в Нови-Саде. 1923–1924.

 

Самостоятельно и в соавторстве с другими специалистами-эмигрантами проектировал и строил в г. Нови-Сад административные здания, жилые дома и особняки. Чаще всего он работал в соавторстве со своим сокурсником по институту Ю.Н. Шретером. Совместно ими построены здания: Управления строительными работами (1921–1922 гг.), особняк семьи Джукич (1923–1924 гг.), «Дом с львиными масками» (1923–1924 гг.), виллы на ул. Сараевская, № 3 и 5 (1924 г.). В сооружениях этого периода органично сочетаются элементы русского классицизма и южноевропейской архитектуры. Время пребывания в г. Нови-Сад стало наиболее плодотворным периодом творчества архитектора.

В декабре 1924 г. он покинул Нови-Сад. После непродолжительного пребывания в Италии, семья переехала на историческую родину – во Францию. Поселились в Париже, однако ухудшение состояния здоровья (туберкулез) не давало возможности архитектору активно заниматься профессиональной деятельностью. К.П. Паризо де ла Валетт спроектировал и построил несколько домов в предместье Парижа Вирофлей (Viroflay), принимал участие в возведении Русского дома-пансионата в Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем (совместно с арх. Б.А. Ошмянским). В дальнейшем по состоянию здоровья от архитектурной деятельности отошел.

Памятник Ж. Паризо де ла Валетту на Мальте

 

В 1932 г. семья переехала на Лазурный берег, в Канны. Последние годы жизни К.П. Паризо де ла Валетт писал акварели, преимущественно на военные сюжеты. Умер в Каннах 13 апреля 1940 г., похоронен на кладбище Гран-Жа.

Лишь десять лет жизни Константина Паризо де ла Валетт были связаны с Николаевом, но именно здесь впервые раскрылся его талант как оригинального архитектора, вписавшего свою неповторимую страницу в историю николаевского градостроительства.

     Литература:

Арсеньев А. Жизнь русских эмигрантов в Сербии / А. Арсеньев // Новый Журнал. – 2010. - № 259.
Арсеньев А. Б. Петербургские архитекторы Нови-Сада: К. П. Паризо де ла Валетт и Ю. Н. Шретер / А.Б. Арсеньев // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья. СПб., 2008. С. 355-356, 358.
Богданов С., Катин-Ярцев М., В. Лупанова В., Шумков А. Поминальник Е. К. Брусиловой [Электронный ресурс] / С. Богданов, М. Катин-Ярцев, В. Лупанова, А. Шумков //Всероссийское генеологическое древо. Режим доступа: http://www.vgd.ru/VESTNIK/4vest2.htm
Крючков Ю.С. Град святого Николая. Путеводитель по старому Николаеву/ Ю.С. Крючков – Николаев : Возможности Киммерии, 2003.
Крючков Ю.С. Архитектура старого Николаева / Ю.С. Крючков – Николаев : Возможности Киммерии, 2008
Кухар-Онышко Н.А. Паризо де ла Валет Константин Петрович / Н.А. Кухар-Онышко // Николаевцы. Энциклопедический словарь Николаев : Возможности Киммерии, 1999.

 

Историк Андрей Павлюк о краеведческих работах Владимира Щукина