Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

Галина Фёдоровна Крикун

 

"Исторический город Очаков"

Березань – Борисфен - Борисфенида

В конце прошлого века, подводя итоги исследований, археологи подтвердили сообщение византийского хронографа Евсевия: Борисфенида - город древних греков, тогда на полуострове, основан в 647-646 годах до н.э. Через время полис Борисфенида объединился с основанным позже, но набирающим потенциал, городом Ольвия, образовав феномен греческой государственности в устье Днепро-Бугского лимана, который в современной научной литературе называют Ольвийским полисом.

Первые греческие города Борисфенида, Алектор, Ольвия рассмотрим в географическом пространстве и хронологической последовательности, поскольку эти два фактора неразделимы при выяснении древней истории. Вначале Борисфенида, самая ранняя и единственная греческая колония в Северо-Западном регионе Черного моря (ближайшая Никоний, основанная позже, располагалась в Поднестровье). Узкий перешеек соединял поселение с территорией, где обитало кочевое скифское население. Со временем левобережное течение Березанско - Сосыцкого лимана поменяло свое направление и, перейдя к правому берегу размыло перешеек, превратив полуостров в остров. Площадь Березани в древние времена определяют от 120 до 500 га. Ныне длина 890 м, ширина до 485 м, высота от 4-6 до 21 м, площадь около 20 га, находится в 12 км от Очакова.

В 19-ом веке обследование Березани впервые выполнил академик Кёлер К.. В 1870 г. граф Уваров А.С. снял план острова, определил его площадь в 42га, отметил остатки отдельных строений и курганов. В 1884 г. археолог Прендель Р.А. выделил 6 курганов, основания 2 земляных укреплений и стены крепости. При пробных раскопках обнаружил несколько скелетов, в том числе детское захоронение в амфоре и возле скелета бусинки янтаря, фрагменты разрисованной керамики, остатки домашнего очага, монеты-стрелки и монеты-дельфинчики. Исследователь Барбет де Марни при осмотре юго-восточной части острова нашел морские раковины и множество черепков древнегреческой культовой посуды.

В 1900-1901 годах предводитель дворянства, херсонский помещик Скадовский Г.Л. по разным данным на некрополе вскрыл от 500 до 800 погребений ушедших эпох, большая часть которых относилась к начальному этапу жизни поселения. Работы проводились не профессионалами, документы и находки пропали во время Великой Отечественной войны. Открытые же ним остатки каменных, видимо алтарных площадок, круглых сооружений и часть апсидальной постройки, в интерпретации археолога Лапина В.В. представляли жертвенник, алтарь, постаменты для статуй.

В начале прошлого века ученые Штерн Э. Р. и Пападимитриу С.Д. предположили, что в древности Березань была полуостровом, сравнительно с нынешним видом почти на 5 м выше и площадью 500 га. Гипотеза получила подтверждение в ходе геологических, палеогеографических и археологических исследований. Геродот, Страбон, Евсевий в своих трудах оставили название поселения Борисфен, Борисфенида, Эмпорий борисфенитов. Это первая древнегреческая колония, возникшая на полуострове в 647-646 или 645-644 годах до н.э. (различные системы летоисчисления). В первой половине 6-го века. до н.э. город Борисфенида становится центром формируемого административного государства-полиса и ближайшим соседом города Алектор, Алекторис.

С 1904 г. археологические исследования на Березани проводились под руководством профессора Штерна Э.Р. Впоследствии ректор и профессор Виттенбергского университета в Германии, ученый в области истории, археологии, филологии, музееведения. «Отыскание древнего поселения» становится главной и определяющей задачей на раскопках в течение семи полевых сезонов (обычно летних). Собранная Березанская коллекция составила более 12 тыс. единиц. Ученый писал об ответственности археолога: « Пока могильник, курган, городище покрыты землей, они находятся в том состоянии, в каком оставила их нам древность. Раскапывая эти остатки, мы окончательно их разрушаем Ошибки, допущенные при раскопках, почти всегда неисправимы». В музее Робертинум в Галле Германии хранится коллекция античной керамики с Березанского поселения, которой очень дорожил историк.

С 1960г раскопки на Березани приобрели системный характер. 20 лет с небольшими перерывами работой экспедиции Киевского государственного университета, позднее Института археологии АН УССР, руководил Лапин В.В. Сделанные в процессе раскопок выводы легли в основу сформулированной им оригинальной конструкции культурно-исторического развития Березанского поселения. С того периода каждый сезон на острове продолжают исследования экспедиции Института археологии НАН Украины и Государственного Эрмитажа С-Петербурга (с 1962 г.)

В 2004 г. на Международной научной конференции, посвященной исследованиям Березани, академик Крыжицкий С.Д. заявил: «На базе полученных данных теперь оказалось возможным разработать современную историческую периодизацию жизни поселения, поставить и предложить решения ряда проблем исторического и историко-культурного плана. Раскопки этих лет также обогатили науку большим количеством ценных находок, среди которых немало уникальных изделий античных мастеров и памятников духовной культуры, простой и художественной керамики, терракот, монет, писем на свинцовых пластинах, орудий труда и производства».

С полуострова Березани началось освоение колонистами северо-западного побережья моря и прилегающих Березанско-Сосыцкого и Днепро-Бугского лиманов. В первой половине 4-го века византийский хронограф Евсевий в своей «Хронике» сообщал, что переселенцы из Милета возле устья большой реки основали город, назвав его по имени реки Борисфенида. Географ Страбон пишет об «острове с гаванью перед устьем Борисфена».

В 5-ом веке до н.э. Геродот так писал о реке Днепр: « Берисфен-величайшая из рек после Истра и самая полноводная, по нашему мнению, не только среди скифских рек, но и среди других, кроме египетского Нила: ведь с ним невозможно сравнить никакую другую реку. Из остальных Борисфен самый полноводный; он предопределяет прекраснейшие и изобильные пастбища для домашнего скота. В нем водится много превосходнейших рыб. Вода на вкус приятная; рядом с мутными потоками он течет чистый. Урожай на его берегах бывает превосходнейший, а там, где землю не засевают, растет чрезвычайно густая трава. У устья его сами собой отлагаются большие запасы соли. Здесь водятся огромные бескостные рыбы, которых называют антакаями; их доставляют для засаливания. Есть и многое другое, также достойное удивления. Ясно, что он течет через пустыню в страну скифов-земледельцев: ведь эти скифы обитают по его берегам».

Специалист по палеогеографии Шилик К.К. считает, что отделение острова от материка произошло не раннее 6-го века. Другая версия: конец 2-го начало 3-го века. Но совершенно неоспоримо, что происходящие изменения Черноморского побережья за последние 2,5 тысячи лет сказались как на Березани, так и на прилегающей приморской территории. По топографической съемке 1990г остров напоминает континент Африки в миниатюре.
Со второй половины 20-го века историю одноименного острова и на нем города Борисфенида исследуют археологи, историки, антропологи, нумизматы, искусствоведы, палеонтологи, геологи, палеоботаники Болтенко М.Ф., Лапин В.В., Копейкина Л.В., Горбунова Л.С., Виноградов Ю.Г., Доманский Я.В., Назаров В.В., Марченко К.К., Соловьёв С.Л., Зуев В.Ю., Чистов Д.Е., Ильина Ю.И., Крутилов В.В., Скржинская М.В. Уникальные находки изделий античных мастеров и памятников духовной культуры, художественной и простой керамики, терракот, скульптуры, монет, орудий труда и производства составляют основу античных экспозиций музеев Украины, Белоруссии, России. Широко представлена Борисфенида в Одесском археологическом, Киевском историческом, Николаевском и Херсонском краеведческих, Очаковском военно-историческом музеях. Отдельные находки в экспозициях Лувра, Британского и Берлинского музеев.

На острове при раскопках обнаружены следы людей каменного века: нож из кремния, фрагмент топора, наконечник копья, стрелы, скребки. Свидетельства Евсевия указывают на связи Милета с прибрежными территориями Борисфена и Гипаниса, где кочевали скифы. Их регулярность, продолжительность, заинтересованность зависела от климатических и демографических особенностей, условий навигации, миграционных процессов. Достоверным свидетельством присутствия греков на Березани в третьей четверти 7-го века до н.э. служат несколько десятков фрагментов привозной расписной посуды: ионийские столовые сосуды и хиосские амфоры.

Состав привозной посуды представлен сосудами для проведения праздничных застолий, что. вероятно, предлагались для продажи представителям скифской знати. Обнаружены также фрагменты посуды местного производства, которой, вероятно, пользовались переселенцы в своих домах. Конечно, взаимная заинтересованность греков и аборигенов, или как их называли эллины варвары, т.е. не греки, в налаживании торгово-экономических связей привела к появлению на Березани первого поселения колонистов. Обнаруженные древнейшие городские постройки относятся к первому десятилетию 7-го века до н.э.

Обследуя Борисфениду архаической, классической и римской эпохи, археологи обнаружили остатки улиц, хозяйственных помещений и жилых домов, двух медеплавильных печей, ремесленных мастерских, культовых зданий, священной площади-теменоса и алтарей, из них два во дворах, значительный по площади некрополь. То, что до сих пор не обнаружена агора, центральная площадь города, можно отнести за счет абразии, затопления, возможно, разрушений при боевых действиях или возведении фортификационных сооружений. На начальном этапе освоения северо-причерноморских земель жилища колонистов- переселенцев представляли овальные или четырехугольные землянки и полуземлянки площадью 5-14 кв. м, заглубленные в землю и крытые камышом. Таких жилих домов обнаружено около 200.

Остатки жилищ и их обстановки, орудий труда и предметов быта дают возможность предположить, как утверждает историк Соловьев С.Л., что в начале здесь была греческая торговая фактория, и «доля выходцев из варварской среды в составе жителей поселения весьма значительна». Судя по многочисленным обломкам амфорной тары, можно утверждать об увеличении завоза вина с Хиоса и Лесбоса. В следующий период увеличивается завоз вина и оливкового масла с Милета, Клазомена и Самоса. Со временем ведущее место в экспорте расписной посуды занимает Аттика с материковой Эллады, вытеснив продукцию восточных мастеров из городов Малой Азии. Вышесказанное дает возможность сделать вывод: Борисфенида становится крупным центром транзитной торговли вином, оливковым маслом, домашней посуды.

С конца третьей четверти 6-го века до н.э. наблюдается подъем строительства. На месте землянок возводятся дома из сырцового кирпича или камня, перекрытия чаще саманные, реже черепичные. По греческой традиции жилой дом был сблокирован с хозяйственными постройками вокруг двора площадью до 180-260 кв. м., где имелись ямы для хранения зерна, для воды цистерны глубиной до 11 м. Улицы были мощённые битой керамикой. Жилая застройка становится очень плотной и на отдельных участках ведется по строительно-архитектурному плану .

Археологи предполагают второе массовое переселение греков. На северо-западном участке исследован жилой квартал. Отдельные дома выделяются качеством строительных работ, большим числом комнат, интерьером. К концу 6-го века поселение достигает наибольших размеров, занимая почти треть площади острова. Общественные постройки сосредоточены в северо-восточной части. Архитектурный облик строений указывает на их городской характер, что возможно при организующей роли государства. Определение Борисфениды в полисную систему способствовало развитию ремесел, освоению земель для сельскохозяйственного производства, но главным звеном экономики оставалась торговля. Значительный удельный вес занимал промысел рыбы, особенно «рыбы без костей».

Борисфенида - торговое и ремесленно-сельскохозяйственное поселение. При раскопках домов, хозяйственных построек, дворов археологи нашли зернотерки, серпы, ножи, железный плуг, мотыги, гвозди, грузила, рыболовные крючки, приспособления для ткачества, наконечники копий и стрел, мечи. Открыты очевидные следы двух медеплавильных мастерских конца 7-го - первой половины 6-го века до н.э. Найдено бронзовое зеркало с ручкой, украшенной фигуркой пантеры, также изделия из стекла римского времени.

Хозяйство, ремесла, быт и культуру этого периода более всего характеризуют группы предметов из глины. Из многочисленных находок керамической посуды конца 7-го и 6-го века до н.э. более 1800 - это фрагменты амфор, тарелок, блюд, канфаров, пифосов, киликов, ойнахое, лекифов. Наряду с импортной керамикой встречаются изделия местного производства. Керамику представляют полихромно расписные сосуды с геометрическими и растительными орнаментами, со сложными композициями с человеческими фигурами, птицами и животными. К 6-му веку до н.э. относятся терракотовые статуэтки богов Кибелы и Силена. Посвятительные граффити фиксируют культы Аполлона-врача, Гермеса, Дионисия, Зевса, Тихе.

Одна из уникальных находок. В античном зале ИА НАН Украины экспонат из Березани: килик, иллюстрирующий миф о появлении у царя Мидаса ослиных ушей. А теперь все по порядку. Сначала о находке. Летом 1970г на острове археологи экпедиции обнаружили килик (чашу, бокал для вина), что датируется первой половиной 6-го века до н.э. Килик чернофигурный, полусферической формы с вставленным под наклоном высоким прямым венчиком, фигурной высокой ножкой и петлевидными ручками. Диаметр чаши 18,5 см, высота 11 см, ножки 4 см. В дневнике начальника экспедиции Лапина В.В. записано: « В слое ямного характера в обломках обнаружен прекрасный чернофигурный килик с медальоном на внутренней стороне, где изображена протома бородатого мужчины», «оригинальная и совершенная роспись выполнена рукой крупного мастера и явилась, как представляется, прототипом для разработки сюжета протомы «бородатого мужчины» афинской школы Лидоса».
Теперь коротко о мифе. Царь Мидас правил в государстве Фригия в последней трети 8-го – начале 7-го века до н.э., известен своим богатством. Однажды вместе с Тмолом был арбитром на музыкальном состязании Аполлона и Пана. Признал победителем не Аполлона с кифарой, а Пана за звуки тростниковой свирели. Считая, что в арбитра начисто отсутствует музыкальный слух, разгневанный Аполлон наделил арбитра ослиными ушами, которые приходилось прятать под фригийской шапочкой. Но личный цирюльник не сохранил доверенной ему тайны и мир узнал об ослиных ушах царя. Первая реставрация килика была неудовлетворительной. После проведения второй реставрации раритет занял достойное место в экспозиции музея Института археологии в Киеве.

Исследована родосско-ионийская, хиосская, клазоменская, коринфская керамика. По словам Уварова А.С. при посещении ним острова вся почва была усеяна черепками греческих красных амфор, попадались обломки мрамора зеленного цвета, напоминающие яшму. Особое место занимает богато украшенная керамика стиля Фикеллура, также чернофигурная и чернолаковая, экземпляры которой украшают многие музеи Украины, Белоруссии, России, отдельные музеи Западной Европы.

Из Борисфениды фрагменты мраморных античных статуй представляют «нога статуи» и «часть руки от локтя до кисти», также «костяной глаз бронзовой статуи». Значительный ассортимент изделий из кости, бронзы, железа, редко из золота. При раскопках некрополя в захоронении девочки 11-13 лет найдены на руке тоненький браслет и на шее небольшое украшение из золота. Рядом скелет молодого грека со стрелой в подреберье, возле ног которого скелет собаки. По наконечнику стрелы археологи определили, что воин, вероятно из отряда охраны поселения, был ранен скифом.

Во второй половине 6-го века до н.э. на внутреннем рынке полиса Борисфенида в денежный оборот вводятся местные монеты-стрелки. Это литые медные монеты, имитирующие двухлопастные наконечники стрел скифского типа. Позже в торговом обиходе монеты-дельфинчики, крупные ассы с изображением на аверсе Афины, Деметры, медузы Горгоны. Обнаружены клады бронзовых монет-дельфинчиков: в 1983г- 31 экземпляр весом 68,65грамма, в 1991г-9экземпляров. Символика монет-стрелок и монет-дельфинчиков непосредственно связана с культом Аполлона-Врача и Аполлона-Дельфиния, покровителя милетских колоний.

В 1970г археологи нашли раритет, свернутое в свиток неотправленное письмо на свинцовой пластинке. «Письмо на свинце от Ахиллодора к сыну и Анаксагору», содержащее 110 слов из 526 букв. Исследователи Соловьев С.Л. и Виноградов Ю.Г. считают, что. центром поселений полиса около 500 г до н.э. оставалась Борисфенида, где и было написано письмо.

Наверное, интересно прочитать письмо, которое писали на пластине из металла 2500 лет тому. «О Протагор, тебе пишет отец. Он подвергается беззаконию со стороны Матасия. Тот обманывает отца и отнял у него грузоперевозчика. Приди к Анаксагору и разъясни ему ситуацию, ведь Матасий говорит, что он раб Анаксагора, заявляет «моим имуществом владеет Анаксагор, и рабами, и рабынями, и домами». Он же кричит и говорит, что не имеет никакого отношения к Матасию. Это надо сказать Анаксагору и его жене. И другое отец тебе пишет: мать и твоих братьев, которые находятся в Арбинатах, надо доставить в город…» Оба археолога утверждают, что речь идет о городе Борисфенида, куда нужно доставить братьев с матерью. Такое послание из глубины веков очень редкое, поскольку свинцовую пластинку переплавляли и снова использовали для написания сообщений.

Некрополь, жилые кварталы, теменос много лет исследует экспедиция Государственного Эрмитажа, руководители Копейкина Л.В., Доманский Я.В., Чистов Д.Е. На острове раскопаны остатки алтарей и апсидного храма, жилые дома. Повышенный интерес вызывают культовые сооружения 2-ой половины 6-го, начала 5-го веков до н.э.: храм богини любви и красоты Афродиты. Культовый памятник в 1997-2003 годах исследовала экспедиция ИА НАН Украины под руководством Назарова В.В.

Храм Афродиты аналогичен храму этой богини в Милете на холме Зейтинтепе. Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни, в окружении цветов и сопровождении харит и нимф. Прославлялась как дарующая земле изобилие, спутница и добрая помощница в плавании. Она богиня браков и родов. Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Мужем богини был Гефест, самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Образ Афродиты создали многие талантливые скульпторы, художники, литераторы. Богине посвятила свой гимн древнегреческая поэтесса Сапфо.

Со временем размеры поселения сократились, что связано с быстрым ростом Ольвии. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник с Березани - костянная пластинка с оракулом (вещанием) Аполлона Дидимейского. К нему обратились граждане Борисфениды для решения создавшейся социально-административной ситуации. Кризис в управлении полисом Борисфенида и переподчинении поселений периферии был преодолен путем создания нового государства- полиса Ольвия.

Вся дальнейшая судьба античной Борсфениды - жизнь рядового торгового, ремесленного, аграрного и рыболовецкого поселения Ольвийской округи. Остановимся на рыбном промысле, занятие которым было значительным для жителей центров и периферийных поселений полисов. Античные письменные и нумизматические источники изобилуют сведениями о ловле рыбы, ее месте в жизни греческих переселенцев. Античные источники дополняются данными анализа костей рыб, найденных на поселениях. Итальянский историк Б. Катерини уверяет, что рыбные богатства Понта Эвксинского были одной из основных причин греческой колонизации региона в 7-ом веке до н.э.

Греки, как и римляне, предпочитали употреблять в пищу морскую рыбу. несмотря на то, что ее стоимость была более чем в два раза дороже. Оратор Демосфен и древнегреческий историк Полибий сообщают о Катоне Старшем, поборнике староримских нравов, порицавшем молодых людей, следовавших заграничной моде на понтийскую рыбу высоких вкусовых качеств, но за один сосуд которой приходиться платить по 300 драхм, что расточительно для общества (для сравнения: ужин и ночлег на постоялом дворе стоили 12 драхм). Историк Иевлев М.М. пишет: « О большом значении рыбных промыслов в хозяйственной жизни городов Северо-Западного Причерноморья свидетельствует изображение на монетах рыб, также выпуск монет в виде рыб. Рыба была важным продуктом экспорта из районов приморья».

Кроме внутри полисного потребления, рыбный промысел носил товарный характер. Подтверждением могут быть два рыбных рынка в Ольвии. По данным письменных и археологических источников значительный удельный вес в торговле рыбой занимали осетровые, анчоус или хамса, кефаль, скумбрия, камбала, тунцы, окуневые и карповые. Рыба занимала значительное место в рационе питания жителей прибрежных городов и сельских поселений. При исследованиях повсеместно встречаются остатки орудий лова: грузила для сетей, крючки. Рыба употреблялась как в свежем виде, так и переработанная путем соления, копчения, сушения.

Археологические находки свидетельствуют, что ставший периферийным город Борисфенида оставался неизменным вплоть до 1-го века, когда на короткое время полуостров становится государственным святилищем Ахилла Понтарха. Ольвийские магистраты-архонты, стратеги и агораномы, также жрецы - все по вступлении в должность обязательно устанавливали мраморные плиты с посвятительными надписями в честь Ахилла. У бога просили покровительства при отправлении своей службы и благополучия себе и государству. Во второй половине 2-го, первой половине 3-го века н.э. Борисфенида переживает новый подъем строительства. Но использование мраморных плит с посвящением Ахиллу в конструкциях создаваемых жилых домов указывают на падение эллинской культуры и ее культов среди жителей острова.

В ходе многолетних исследований получены данные о социально-экономическом облике, ремеслах, культуре и традициях города, влиянии Борисфениды на образование прибрежных поселений и формирование полиса. Первый город-колония просуществовал более 900 лет. Пик расцвета приходится на 6-ой век до н.э. Геродот назвал поселение на полуострове «эмпорием борисфенитов», придав городу особый статус.

Остров Березань известный, как Борисфен (Днепр; греч., река Северного ветра), Бористен, Борисфенида, Белобережье, Берберезе, Бирю-Узень, Бирюк-Узень-Ада, Озибек (турец., Днепра хозяин). Слово «березань» в староосетинском языке общения приморских аланов обозначает «высокий». Возвышающийся на 25м над уровнем моря юго-восточный берег действительно высок.

У острова останавливались дружины киевских князей Дира, Аскольда, Олега, Игоря при морских походах на Царьград. Историк Гумилев Л.Н. в исследовании «Древняя Русь и Великая степь» пишет, что в августе 971г, после неудачи под Доростолом, князь Святослав отступил с дружиной от города болгар, совершил обряд сожжения трупов погибших, «предал смерти множество пленников и пленниц». «Еще более странные сцены происходили в Белобережье после возвращения из Болгарии». Князь свалил военную неудачу на воинов-христиан и «Святослав замучил насмерть своего брата Улеба», а дружинники-язычники подобным образом поступили со своими побратимами. Дружина провела на острове холодную и голодную зиму 971-972 годов, покупая «конину по полугривне за голову». Археологи откопали на Березани мужской скелет с отсеченной головой, что не характерно для иных захоронений.

Лев Диакон Калойский, очевидец событий русско-византийской войны 970-971 годов, в своей «Истории» так описал портрет князя Святослава. «В позлащенном вооружении и сопровождении великого отряда всадников в блестящих доспехах на коне подъехал к берегу Истра. Святослав переезжал через реку на скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия. Видом он был таков: среднего росту, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и с густыми длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, и только на одной стороне висел локон волос, означающий знатность рода, шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. Казался мрачным и диким. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином…»

В годы татаро-турецкого владычества на острове построена небольшая крепость. Во время российско-турецкой войны 7 ноября 1788 г. кош верных казаков под командованием подполковника Головатого А.А. при поддержке фрегатов и канонерских лодок овладел этим турецким укреплением, взял в плен сдавшийся гарнизон, захватил значительные трофеи и оружие.

Сказочный остров Буян. «В море остров был крутой, не привольный, не жилой. Он лежал пустой равниной, рос на нем дубок единый». Мимо Березани летом 1820 г. великий русский поэт Пушкин А.С. проезжал почтовым трактом с Николаева на Каменку, далее на паромную переправу Лагерной косы и на Одессу. В мае 1824 г совершал путешествие дилинжасом мимо острова в обратном направлении. Поэт образно обрисовал одинокий и пустынный остров, поместив на нем «ученого кота», в сказках которого достоверно переданы пейзажи, события и герои, что стали любимыми для многих поколения детей. К тому же напротив острова берег Кинбурнской косы, где «тридцать витязей прекрасных на брег из вод выходят ясных, на брег песчаный и пустой, и с ними дядько их морской».

6 марта 1906 г. на Березани расстреляли руководителей восстания на крейсере «Очаков» лейтенанта Шмидта П.П., кондуктора Частника С.П., матросов Антоненко Н.Г. и Гладкова А.И. В южной части острова в 1968г сооружен тринадцатиметровый памятник – парусник из трех стел, что хорошо виден проплывающим в море и с моря. Памятник как бы повторяет слова Шмидта П.П. и поэта Б. Л. Пастернака: « Я знаю, что столб, у которого я стану, будет гранью двух разных эпох истории, и радуюсь избранью».

В 1910-1914 годах Березань - испытательный полигон для артиллерийского вооружения военных кораблей, строящихся на заводах Николаева. Построены железобетонные укрепления-мишени для опытных стрельб, склады боезапаса. Во время Гражданской войны часть боезапаса вывезена белыми в Новороссийск, остальное взорвали французские интервенты. До начала Отечественной войны под началом Героя Советского Союза генерала Карбышева Д.М. построена морская 85-ой зенитная батарея, личный состав которой участвовал в обороне Очакова. Выполнив поставленную задачу, защитники оставили позицию 26 сентября 1941г. Ныне здесь руины бывших укреплений, маяк и владения археологов, которые они называют своей «меккой».