Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

 

Николаевский Адмиралтейский собор

Очерк истории


  Книга об истории николаевского Адмиралтейского собора создавалась на протяжении нескольких лет на основании архивных материалов, фотодокументов, воспоминаний и других исторических источников. Она представляет собой историческое исследование, которое заинтересует всех неравнодушных к истории нашего города и Черноморского флота. В настоящее время издательством И. Гудым осуществлена электронная верстка и подготовлен макет книги. Остановка за небольшим. К сожалению большинство николаевских исследователей не настолько состоятельны, чтобы позволить себе профинансировать издание собственных книг. Настоящая публикация является одной из глав будущей книги автора, который искренне надеется, что найдутся меценаты, готовые помочь осуществить данный проект.


 

  Каждый город имеет сооружение, которое для его жителей, гостей да и для всего мира служит символом, воплощением образа этого города. Таким символом города Николаева на протяжении более 140 лет являлся Николаевский Адмиралтейский собор во имя святого Григория Великой Армении. На протяжении 94 лет Николаевский собор был главным храмом Черноморского флота.

  Адмиралтейский собор – это не только храм, место для молитвы. Собор был хранилищем боевых флотских знамен и трофеев Черноморского флота, почитаемых культовых и исторических предметов. Его строительство связано с именами отцов-основателей Николаева – светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического и М.Л. Фалеева. С Николаевским Адмиралтейским собором неразрывно связано служение лучших представителей российского военного духовенства – людей достойных, пользовавшихся огромным авторитетом и уважением своих современников и несправедливо забытых потомками.

  Датой основания собора, с большой долей вероятности, можно считать 1790 г. К этому времени относится закладка здания храма, весной того же года по приглашению Г. А. Потемкина в Николаев прибыл и первый настоятель собора – протоиерей Евфимий Тимофеевич Савурский, в распоряжение которого передали походную церковь 2 фузелерного артиллерийского полка, которая служила временным храмом до завершения строительства и освящения здания церкви в 1794 г.  Здание собора исполненное в строгом и лаконичном стиле русского классицизма, представляло собой выдающийся памятник архитектуры. Автором проекта сооружения принято считать архитектора И.Е. Старова.

  В первые годы существования (1794–1797 гг.) собор был приходским храмом в составе Екатеринославской и Херсонской епархии.

  Указом императора Павла І от 7 января 1798 г. церкви присвоен статус Адмиралтейского собора (за всю историю Российской империи такой статус имели только 4 храма: Успенская Адмиралтейская церковь в Воронеже, Адмиралтейский собор Святителя Спиридона Тримифунтского в Петербурге, Адмиралтейский собор св. Владимира в Севастополе и собор св. Григория Великой Армении в Николаеве). Это означало, что собор переходил в ведение морского ведомства и в нем должно служить флотское духовенство. Фактически Николаевский Адмиралтейский собор становился главным храмом Черноморского флота, эту функцию он выполнял вплоть до создания Севастопольского Адмиралтейского собора святого Владимира в 1888 г. 

  Адмиралтейский собор оставался военным храмом вплоть до начала 1920 г. К этому времени декретом советской власти военное духовенство было ликвидировано. Последний настоятель собора Доримедонт Георгиевич Твердый в конце 1919 г. покинул Николаев с отступавшими частями деникинской армии. Впоследствии здание собора передали Украинской автокефальной православной церкви, но уже с начала 20-х гг. за обладание зданием вели борьбу несколько новых религиозных конфессий. Советская власть вскоре разрубила этот «гордиев узел». В 1928 г. храм был закрыт, а его здание передано в распоряжение Николаевского историко-археологического музея. В храмовом комплексе была развернута музейная экспозиция. Осенью 1936 г. в ходе реализации плана реконструкции Советской площади весь комплекс сооружений Николаевского Адмиралтейского собора был уничтожен. В 1944 г. на этом месте состоялось погребение бойцов десанта К. Ольшанского, погибших при освобождении г. Николаева, и впоследствии сооружен мемориальный комплекс.


Адмиралтейский собор в жизни города Николаева и
Черноморского флота

  Адмиралтейский собор на протяжении всего своего существования для города Николаева и Черноморского флота был не только местом для церковных служб и молитвы, его роль была гораздо более значительной. Это был один из центров городской жизни.

  На церковные службы в собор по выходным и праздничным дням являлось командование флота и морского порта. Сюда же съезжалась и городская знать, которая часто не состояла в числе прихожан храма. Побывать на службе в соборе считалось престижным, поэтому воскресные и праздничные службы были очень многолюдны и на таких службах присутствующих могло быть гораздо больше, чем прихожан. 

  Обязательными церемониями, связанными с исполнением религиозных обрядов в армии и на флоте были церковные парады (так, согласно военным уставам, официально именовались молебны). В Адмиралтейском соборе они назначались распоряжением Николаевского военного губернатора (градоначальника) и проводились: в первый день Нового года, в день Богоявления; в Страстную пятницу к выносу Святой Плащаницы, в первый день Пасхи, в первый день Рождества Христова, в день кавалерского праздника святого Георгия и в некоторые другие праздники.

  К числу особо чтимых праздников относился день святого великомученика Георгия — покровителя воинов, отмечавшийся 26 ноября (по старому стилю) По этому поводу издавался специальный приказ командира Николаевского порта (он же — градоначальник г. Николаева), Предписывавшие «прибыть адмиралам, генералам, штаб- и обер-офицерам, чиновникам военного и морского ведомств» в парадной форме одежды. Кроме того, выделялись армейские и флотские подразделения для проведения «церковного парада». Предписывалось «частям, участвующим в параде вынести полковые знамена и штандарты и регалии». Вместе с частями прибывали и «хоры музыки всех частей, участвующих в параде». Особо отмечалось, что «все георгиевские кавалеры и нижние чины, имеющие знаки отличия военного ордена должны быть в этот день освобождены от служебных нарядов и находиться на параде в строю». После торжественной литургии, служившейся в соборе, начинался крестный ход. «При приближении духовенства с крестами и св. иконами войска отдают честь. А музыка играет «Коль славен». Далее процессия следовала в сопровождении войск. Чтобы увидеть это яркое и торжественное действо, съезжались жители со всего города. Последнее празднование дня святого Георгия в Адмиралтейском соборе происходило в 1919 году. В это время Николаев находился под властью Добровольческой армии С.И. Деникина. Особую торжественность этому празднованию придавало то, что в этот день отмечалось 150-летие учреждения ордена святого Георгия .

  Не менее торжественно отмечались и дни покровителя города святого Николая (Никола летний и Никола зимний)...

  Особой пышностью отличались церковные службы во время больших церковных «двунадесятых» праздников. Они нередко сопровождались артиллерийскими салютами и колокольным звоном. Так, в 1861 г. настоятель собора обращался управление порта с просьбой отдать распоряжение, чтобы пушечные выстрелы производились «во время утрени и до окончания обедни в день светлого Христова Воскресения» всего 101 выстрел.

  В числе обязательных были официальные специальные церковные парады в связи с рождением, смертью, бракосочетанием, годовщинами восшествия на престол и другими памятными датами членов императорской фамилии. По этому поводу настоятелю собора присылались предписания протопресвитера и указания военного губернатора. На такие службы в обязательном порядке собиралось командование флота и городские чиновники. Желая придать особую значимость таким службам, 23 июля 1912 г. командир Николаевского порта (он же градоначальник) издал специальный приказ, гласивший: «…во всех случаях официальных молебствий и панихид служить таковые соборне, со всем причтом собора совместно с духовенством госпитальной церкви и тех церквей, духовенство которых будет приходить». Богослужения в соборе, согласно православному канону, сопровождались хоровым пением. «При Николаевском Адмиралтейском соборе с 1800 г. существовала певческая капелла, чины которой были причислены для довольствия к Николаевской музыкальной команде…». И.М. Долгорукий, при посещении Николаева в 1810 г, слушал хор в кладбищенской церкви, но из его замечания о том, что это был хор Адмиралтейства, можно предположить, что этот хор пел в обоих храмах. Путешественник описывал его так: «При входе в церковь удивлен я был певчими. Человек 20 в синих одеждах с палевым прибором по малороссийскому покрою, пропели концерт: басы прекрасные, гром ужасный, остаток стариной роскоши, которую вводил во вкус Потемкин. Хор принадлежит к Адмиралтейству». В дальнейшем, за отсутствием средств, содержать постоянных певчих при храме стало невозможным. С 1862 г. «сформированы певчие из числа музыкантов Портового хора и учеников, приготовляемых к музыке, но т.к. пение не относится до прямой обязанности музыкантов, они занимаются им в свободное лишь время», для их вознаграждения предлагалось выделять ежегодно из доходов храма по 500 руб. В описании храма за 1907 г. отмечено, что «при соборе имеется вольнонаемный нештатный хор певчих 31 флотского экипажа на средства от морского ведомства и собора» .

  Во время воскресных и праздничных служб происходило официальное объявление о военных действиях и победах российской армии и флота, по указанию церковного начальства по этим случаям предписывалось отслужить специальные благодарственные молебны. К примеру, 7 ноября 1827 г. настоятелю собора направлен ордер обер-священника армии и флотов Г. Мансветова, в котором говорилось: «На другой по получении сего день, по сношении с воинским начальством, отправить по установленному порядку благодарственное Господу Богу с коленопреклонением молебствие по случаю одержанной над персиянами победы и взятия крепости Эривани». По таким поводам нередко издавались указы Синода или императорские манифесты, которые священники собора были обязаны обнародовать, о чем в обязательном порядке следовало доложить начальству. Так, 16 августа 1828 г. обер-священник Г. Мансветов писал настоятелю собора: «В следствие указа Святейшего Правительствующего Синода от 16 сего августа по высочайшему повелению состоявшегося по случаю покорения российскому оружию турецкой крепости Поти… предписываю Вам в первый воскресный или праздничный день… после литургии отправить благодарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением и обыкновенным звоном и мне рапортовать». Как видно из послания, по-военному четко прописано не только время проведения молебствия, но и форма колокольного звона, которым оно должно сопровождаться. 

  Сохранилось описание освящения в Севастополе георгиевских знаменных флагов, пожалованных императором флотским экипажам Черноморского флота, участвовавшим в героической обороне Севастополя в период Крымской войны. Аналогичные события происходили и в Николаеве 5 февраля 1857 г.: «Мерным шагом выступали те, которым суждено было принять из рук священнослужителя почетные знамена, чтобы потом вдохновляться ими в минуты, решительные для чести и славы отечества.

 

Печать Николаевского Адмиралтейского собора

 

Парад остановился против собора, куда прибыл и Григорий Иванович Бутаков. Вскоре принесли знамена, поставили их около аналоя со святой водою, – и освящение началось. Но предварительно, отец Петр Еланский, настоятель Адмиралтейского собора, обратился к присутствующим с кратким, но красноречивым словом, в котором напомнил им дни тяжелого испытания, посильных трудов и лишений, принесенных ими на защиту Церкви, Престола и Отечества, и удостоенных ныне, в ряду непрестанных царских милостей, пожалование знамени Георгия Победоносца, для увековечения совершившегося. Освятив воду и окропив ею высокий царский дар, маститый священнослужитель подходил к каждому знамени отдельно, брал его из рук знаменосца, и передавал экипажному командиру, который при этом становился на колени. Нужно было взглянуть тогда на эти загорелые лица, еще носившие на себе отпечаток недавно минувших событий, на это спокойное выражение непреклонного мужества, которое смягчалось и претворялось в тихое выражение радости и благоговения, под обаянием торжественной минут! Еще громы битв не исчезли из памяти, воспоминания были так свежи, прошлые картины так близки, что, казалось, все минувшие ужасы носились еще над головою и все леденили страшным своим призраком. Между тем, церковное пение клира, самый праздник и невозмутимая тишина, господствовала вокруг, – все веяло миром, дышало спокойствием, и противоречило грустной картине окружающих развалин. Трудно было тогда не увлечься этим контрастом, и в самом деле увлечение не прошло мимо. По окончании богослужения, Григорий Иванович обратился с приветствием к морякам: «Государь Император и Его Высочество Великий Князь Генерал-Адмирал, сказал он, изволили приказать мне еще раз поблагодарить черноморских моряков с выражением полной надежды, что эти знамена покроют себя тою же славою, как и старые». После этого, новые знамена отнесены были на квартиры экипажных командиров, а старые сданы в собор» .

  14 сентября 1862 г. отмечался общегосударственный праздник – день тысячелетия России. В Николаеве главные торжества происходили в Адмиралтейском соборе и на Соборной площади, праздник «начался обеднею, молебном и церковным парадом».

  В июле 1888 г. Адмиралтейский собор был одним из центров празднования в Николаеве 900-летия крещения Руси. По этому поводу в соборе состоялась «праздничная литургия, на которой присутствовали: и.д. Главного командира флота и портов Черноморского и Каспийского морей и Николаевского военного губернатора контр-адмирал Д.И. Чайковский, начальник штаба контр-адмирал С.П. Тыртов, и.д. николаевского коменданта полковник Малышев, местный генералитет, штаб и обер-офицеры, гражданские чиновники морского и сухопутного ведомств.

 

Памятная медаль в честь празднования 1000-летия России. 1862 г.

 

Во время служения протоиерей Михаил Романский сказал подобающую случаю речь. По окончании молебствия духовенство с хором певчих и св. образом равноапостольного князя Владимира из Адмиралтейского собора последовало в сопровождении по сторонам расположенных хоругвей и присутствовавших в храме, в церковную ограду, а отсюда через ворота, выходящие на Адмиральскую улицу, на Соборную, где подле памятника Грейга к нему присоединилась процессия, направляющаяся из Рождественско-Богородичного собора. По мере прохождения процессии, знамена заняли места за настоятелем, а за ними следовало военное начальство. По соединении все направились, при колокольном звоне всех церквей, в военную гавань на пристань, где был устроен павильон для освящения воды» .

  В Адмиралтейском соборе происходили заупокойные службы и отпевание самых известных и уважаемых жителей города, даже если они не были военными и не состояли прихожанами храма. Так 11 февраля 1884 г. в соборе были отданы почести умершему первому директору Николаевской Александровской мужской гимназии А.Ф. Смирнову, в числе присутствовавших был и Главный командир Черноморского флота и портов, Николаевский военный губернатор вице-адмирал А.А. Пещуров. Описание этого события оставил протоиерей П.П. Еланский: «Под стройные мелодичные звуки «Коль славен наш Господь во Сионе», исполненные хором Черноморских музыкантов, печальное шествие направилось к Николаевскому Адмиралтейскому собору. Длинный ряд дорогих и разнообразных венков потянулся впереди гроба: здесь были венки не только от всех учебных заведений, но даже и от классов и от отдельных лиц. Не было общества, не было учреждения, от которого не было бы последней дани любви к почившему… педагоги и родители соревновали между собою в несении гроба до самого собора, здесь наглядно сказалась та солидарность семьи со школой, о которой покойный так много заботился. Печальный гул колоколов возвестил о приближении процессии. Храм наполнился молящимися, тесно окружившими гроб почившего. Стройное пение гимназическим хором погребальных песнопений усугубляло теплую молитву детей, слышались едва сдерживаемые рыдания». В конце службы с большой и прочувствованной речью выступил настоятель гимназической церкви П.П. Еланский. «Закончилась речь… и слезы разлуки были ответом. С пением «Вечная память» вынесли педагоги своего любимого начальника и громадное шествие направилось к кладбищу» .

  Поскольку до 1888 г. Николаевский Адмиралтейский собор был главным храмом Черноморского флота, его духовенство приглашали в разные черноморские военные порты для проведения особо торжественных служб, том числе и совершения погребальных обрядов в случае смерти видных деятелей флота. Так 27 мая 1861 г. настоятелю храма было направлено письмо: «Штаб, по приказанию г. и.д. Главного командира Николаевского порта, имеет честь просить Ваше высокопривелебие отправиться самим или назначить одного из священников здешнего Адмиралтейского собора для участвования при погребении умершего генерал-адъютанта князя Горчакова, приказав ему отправиться в Севастополь на корвете «Ястреб», который идет туда завтра, т.е. 28 мая в 2 часа пополуночи» .

  Торжественные заупокойные службы совершались в память воинов, погибших за Отечество в ходе Крымской войны 1853–1855 гг., русско-японской войны 1903–1905 гг.

  Особенно часто заупокойные службы, отпевания происходили в период Первой мировой войны, когда в город прибывали останки воинов (в основном, офицеров) погибших на фронтах или же получались известия об их гибели родными и близкими. Они, в большинстве своем, были еще совсем молодыми людьми. Не успели дослужиться до больших чинов, но город и флот отдавали им дань уважения за их мужество и верность долгу. Особо запомнились горожанам похороны лейтенанта Евгения Мязговского и мичмана Сергея Григоренко. Оба погибли 5 ноября 1914 г. на корабле «Св. Евстафий»: во время боя у Херсонесского маяка с крейсерами турецко-германского в результате взрыва снаряда на российском корабле. Оба были сыновьями людей известных и уважаемых в городе – городского головы А.И. Мязговского и генерал-адъютанта в отставке, старосты собора А.К. Григоренко. Утром 12 ноября поезд, прибывший из Севастополя, встречал, казалось, весь город, прибыла часть Николаевского флотского полуэкипажа с оркестром. На привокзальную площадь вынесли оба гроба, покрытые Андреевскими флагами. На крышках гробов покоились офицерские сабли и треуголки. Духовенство Адмиралтейского собора во главе с настоятелем Доримедонтом Твердым отслужило краткую заупокойную литию «о воинах Евгении и Сергии, на поле брани убиенных», после чего процессия двинулась по городским улицам по направлению к собору. «От дома Мязговских до Адмиралтейского собора, несмотря на глубокую осень, весь путь усеян зелеными ветвями. Процессия приближается к храму. Внутри уже установлены два постамента, у подножия – хризантемы и лавровые деревья. Перед началом панихиды священник М. Малявинский произносит речь об убиенных воинах. Он говорит о долге и воинской чести, он обращается к родителям, призывая их стойко перенести удар судьбы. Сам отец Михаил – участник недавней русско-японской войны, и его слова с легкостью находят путь к скорбящим сердцам.

  Исполняется «Вечная память», все присутствующие опускаются на колени. Последние минуты прощания… Гробы выносят из храма, снова устанавливают на катафалки, и процессия, сопровождаемая огромным количеством горожан, медленно движется» в сторону городского кладбища. 

  Все городское население стекалось к собору в дни посещения Николаева правящим монархом. Все российские императоры, начиная с Павла І и до последнего российского императора Николая ІІ, а также члены монаршей семьи и правящей династии, посещавшие Николаев, обязательно бывали на литургии в Адмиралтейском соборе. Император Александр І был на службе в соборе 7 мая 1818 г. О том, насколько часто посещали храм члены правящей династии, свидетельствует такой пример – с сентября 1844 г. по октябрь 1845 г. собор посетили император Николай І и наследник престола великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр ІІ), дважды великий князь Константин Николаевич и другие государственные сановники. Императоры обязательно посещали храм даже в тех случаях, если это был однодневный визит. Император Александр ІІ посетил храм дважды: в сентябре 1855 и в августе 1878 гг. Александр ІІІ c семьей присутствовал на богослужении в соборе в 1886 г., в числе присутствовавших на службе был и его сын и наследник престола – великий князь Николай Александрович. Официальное посещение Николаева императором Николаем ІІ состоялось 15 апреля 1915 г., прямо с вокзала монарх направился на торжественное богослужение в собор. 

  Среди членов правящей династии особенно часто бывал в соборе великий князь Константин Николаевич, который в 1853–1862 гг. был управляющим флотом и морским ведомством Российской империи. В Николаеве он был любим как щедрый благотворитель. В его честь в 1866 г. молитвенный дом при соборе был освящен во имя святых Константина и Елены. Обязательным было посещение Адмиралтейского собора для морских министров и других высших должностных лиц империи, флотских и армейских чинов часто посещавших Николаев во ІІ половине ХІХ – начале ХХ вв.

  Несмотря на то, что Адмиралтейский собор не находился в подчинении епархиальных архиереев, они иногда посещали этот храм, чтобы принять участие в особо торжественных службах.

 

                  Молебен на военном корабле

 

К примеру, 21 апреля 1884 г. епископ Херсонский и Одесский Никанор, объезжавший Херсонскую епархию, специально прибыл в Николаев для служения «божественной литургии в Адмиралтейском соборе и благодарственного молебствия по случаю тезоименитства Его императорского высочества Константина Николаевича».

  Ежегодным общегородским праздником было прибытие в Николаев особо чтимой Касперовской иконы Божией Матери (долгое время она считалась единственной официально признанной чудотворной иконой на Юге Украины). 1 июля чудотворную икону торжественно крестным ходом, при большом стечении городских жителей встречали в Николаеве. Этот день считался одним из главных городских праздников, а Касперовская икона Божией Матери почиталась как одна из заступниц и покровительниц города и его жителей. Святыня на пароходе прибывала из Одессы на Спасскую пристань, оттуда ее доставляли в Адмиралтейский собор, где она находилась на протяжении двух дней, чтобы ей могли поклониться военнослужащие, которые были прихожанами храма. На протяжении месяца икону переносили из одного городского храма в другой, а затем она снова приносилась в Адмиралтейский собор, откуда ее 1 августа вновь провожали на Спасскую пристань, чтобы отправить к месту своего обретения – в с. Касперовку (совр. с. Кизомыс Херсонской обл.). Часто духовенство Адмиралтейского собора сопровождало святыню до Касперовской церкви. Как правило, именно настоятелю собора приходилось заботиться о доставке иконы. Подтверждением чего может служить рапорт настоятеля в штаб Главного управления Николаевского порта о назначении парохода для препровождения Касперовской иконы Божией Матери в селение Касперовку от 30 июля 1862 г. Крестный ход Касперовской иконы Божией Матери в Николаеве впервые состоялся в 1852 г., а в последний раз это событие происходило в 1918 г. К сожалению, в силу политических событий, эта традиция прервалась. С тех пор икона постоянно находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.

  Духовенство собора пользовалось высоким авторитетом в городе. Оно было неизменным участником освящения кораблей, строившихся на николаевских верфях. К примеру, 2 сентября 1890 г. газета "Южанин" писала: «Вчера, 1-го сентября, в 10 час. 30 мин. утра спущен на воду броненосный корабль "Двенадцать Апостолов"… В 6 часов утра 30 августа на корабле было отслужено молебствие с освящением корабля и иконы с изображением двенадцати апостолов, сооруженной усердием мастеровых и всех участвовавших в постройке корабля. Икона больших размеров, в серебряной вызолоченной ризе работы Хлебниковых в Москве. Стоимость ее 750 рублей. Внизу иконы надпись славянским письмом: "От мастеровых и участников строения корабля "Двенадцать Апостолов", 8100 тонн, экипажу его братское благословение". 

  С участием настоятелей Адмиралтейского собора происходило освящение военных храмов, открывавшихся в городе. К примеру, 15 июня 1886 г. собором духовенства под предстоятельством протоиерея Виноградского освящена церковь 58 Прагского полка, построенная на средства, собранные солдатами и офицерами. Кроме того, духовенство собора активно участвовало в знаменательных событиях, происходивших в жизни города. Так, 1 июня 1862 г. духовенством собора в присутствии военного губернатора «и многих почетных лиц города, при многочисленном стечении народа» освящена пристань на Поповой балке по случаю открытия Николаевского коммерческого порта для входа иностранных судов.

  В мае 1890 г. городской голова Ф. Кроун просил настоятеля собора совершить богослужение в честь закладки здания Мариинской женской гимназии.

  Одной из главных обязанностей духовенства собора было торжественное приведение к присяге на верность царю и отечеству офицеров и нижних чинов, проходивших службу в Николаеве, при воцарении нового императора. Традиция не нарушилась и после падения самодержавия, подтверждением чему может служить такое письмо: «Николаевская портовая контора 13 марта 1917 года настоятелю Николаевского Адмиралтейского собора.

  Портовая контора просит о приводе к присяге на верность службе Российскому государству и Временному правительству в [прилагаемом] списке помещенных чиновников. Ст. помощник командира порта капитан 1 ранга /подпись/» . 

  Стоит отметить, что духовенство Адмиралтейского собора вело церковные службы и совершало требы не только в своем храме. Есть множество упоминаний о том, что священники собора проводили службы в кладбищенской Всехсвятской церкви, в храме св. Алексея в Николаевском остроге, в Николаевской пересыльной и каторжной тюрьмах. Будучи военными благочинными, священники собора нередко проводили службы в полевых условиях во время пребывания войск на учениях; посещали корабли Черноморского флота, где также проводили богослужения и исполняли требы.

  В период войн отправка воинских подразделений на фронт начиналась торжественным молебном в Адмиралтейском соборе или на Соборной площади. Во время Первой Мировой войны, когда в городе открылось более десятка лазаретов для раненых воинов, священники Адмиралтейского собора считали своим долгом причащать и исповедовать раненых прямо в лазаретах. 

  Значительную роль в деле поддержания порядка в храме, контроля за расходованием пожертвований прихожан, проведением ремонтных работ и др. имел староста собора. Согласно инструкциям Святейшего Синода, «староста назначается в должность сию от прихожан по выбору их и приговору ими подписанному при посредстве благочинного и с согласия священно и церковнослужителей и утверждении епархиальным архиереем». В случае с Адмиралтейским собором, требовалось утверждение старосты протопресвитером армии и флотов и Штабом Черноморского флота.

 

Контр-адмирал в отставке Аполлон Калинникович Григоренко

Исходя из статуса храма, его старостами, как правило, были люди достаточно авторитетные и уважаемые. Сведения о них, к сожалению, фрагментарны. В 1841 г. старостой числился чиновник 7 класса Стронский, но 13 декабря того же года «определен на следующее трехлетие в старосты Николаевского Адмиралтейского собора генерал-майор Бутаков», вскоре по его просьбе, распоряжением Начальника Штаба Черноморского флота от 30 декабря 1841 г. Александр Николаевич Бутаков (дядя будущего Николаевского военного губернатора Г.И. Бутакова) освобожден от должности старосты «по преклонным летам и усилившимся теперь болезненным припадкам». На его место назначен «кандидат гидрографического бюро… чиновник 7 класса Шишкин». В 1844 г. церковным старостой избран чиновник 5 класса и кавалер Андрей Иванов, в 1851 г. – инженер-полковник Воробьев, в 1858 г. должность старосты собора занимал капитан-лейтенант Юрьев.

  Одним из последних церковных старост Николаевского Адмиралтейского собора был контр-адмирал в отставке Аполлон Калинникович Григоренко, участник Крымской и кавказской войн. Кавалер орденов св. Анны и св. Владимира. К своей службе в качестве старосты собора, несмотря на преклонный возраст (более 80 лет) относился с особой ответственностью, избирался на этот пост дважды. Исполнял обязанности старосты вплоть до своей смерти в 1916 г.

*   *   *

       Литература

  1. Поляков Г. Военное духовенство России /Г. Поляков – М.: ТИИЦ, 2002. – С. 50-51.
  2. ГАНО. Ф.168. оп. 1, д. 118, л. 31-32.
  3. Шлях індустріалізації. – 1936 р. – 2 лютого.
  4. ГАНО. Ф. 168, оп. 1, д. 118, л. 19.
  5. ГАНО. Ф. 168, оп. 1, д. 118, л. 35.
  6. Долгорукий И.М. Славны бубны за горами, или путешествие мое кое-куда 1810 года /И.М. Долгорукий – М.: Университетская типография, 1870. – С. 118-119.
  7. ГАНО. Ф. 168. оп. 1, д. 113, л. 4.
  8. ГАНО. Ф. 168, оп. 1, д. 469, л. 3.
  9. ГАНО. Ф. 168. оп. 1, д. 278, л. 98.
  10. ГАНО. Ф. 168. оп. 1, д. 278, л. 280.
  11. Настоятель Севастопольского Адмиралтейского собора протоиерей Петр Еланский – отец настоятеля Свято-Покровской церкви при Николаевской Александровской гимназии протоиерея Петра Петровича Еланского.
  12. Одесский вестник – 1857 г. – 20 апреля.
  13. Еланский П.П. Бытовые очерки г. Николаева /П.П. Еланский – Одесса: Тип. П. Францова, 1893. – С. 34-35.
  14. Еланский П. Местные исторические монографии /П.Еланский – Николаев: Тип. А.Г. Шнейдера, 1896. – С. 49-50, 54.
  15. ГАНО. Ф.168. оп. 1 д. 118. л. 42. Михаи́л Дми́триевич Горчако́в (1793 – 1861 гг.) известный военачальник, участник Отечественной войны 1812-1815 гг., русско-турецкой войны 1828-1829 гг. В период Крымской войны с февраля по август 1855 г. руководил обороной Севастополя.
  16. Губская Т.Н. Город мраморных ангелов. Очерки /Т.Н. Губская – Николаев: Изд. Ирины Гудым, 2010. – С. 197-198, 201.
  17. ГАНО. Ф.168. оп. 1 д. 20. л. 71; Тригуб А.П. Роль Николаевского Адмиралтейского собора в жизни города / А.П. Тригуб //Тези доповідей першої обласної наукової краєзначої конференції «Історія. Етнографія. Культура. Нові дослідження» – Миколаїв, 1995. – С. 126.
  18. Подробнее об этом см: Щукин В.В. Касперовская икона Божией Матери /В.В. Щукин //Николаевская область. Электронная историческая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://history.mk.ua/
  19. ГАНО. Ф. 168, оп. 1, д. 105, л. 6
  20. Еланский П.П. Бытовые очерки г. Николаева /П.П. Еланский – Одесса: Тип. П. Францова, 1893. – С. 70-71.
  21. Губская Т.Н. Деятельность Николаевского Адмиралтейского собора ІІ пол. ХІХ в. /Т.Н. Губская //Історія. Етнографія. Культура. Нові дослідження. V Миколаївська обласна краєзнавча конференція – Миколаїв: Атол, 2004. – С. 212.
  22. ГАНО. Ф. 168, оп. 1, д. 39, л. 25.
  23. ГАНО. Ф. 168, оп. 1, д. 15, л. 77, 87, 93.
  24. ГАНО. Ф. 168, оп. 1, д. 20, л. 20; д. 34, л. 38; д. 82, л. 1.
  25. ГАНО. Ф. 168, оп 1, д. 238, л. 28; Губская Т.Н. Город мраморных ангелов. Очерки /Т.Н. Губская – Николаев: Изд. Ирины Гудым, 2010. – С. 219.