Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

 

Савва Алексеевич Половенко
Заведующий отделом сельского хозяйства Николаевской областной газеты «Южная правда»

 

 

 О человеке и журналисте Савве Половенко рассказывают члены его семьи

 

Воспоминания журналистов:

Агнесса Викторовна Виноградова. Савва Алексеевич Половенко был колоритной фигурой в редакции. Его хорошо знали во всех районах области, если не сказать, что во всех колхозах и совхозах. Он был большой, толстый, красный, умел писать по своей тематике, хорошо знал сельское хозяйство. Знал слабые и сильные стороны всех сельхозруководителей. Был очень принимаемым и уважаемым человеком в обкоме партии. Он был представителем той самой сельской элиты, которой интеллигентность вроде бы ни к чему. Заведующие отделами в редакции всегда дружески между собой подтрунивали и все вместе – над Половенко. Но Савва был нормальным, добродушным человеком и имел всех их в виду. Он очень активно, обильно и исправно насыщал газету сельхозматериалами, и претензий к нему по этой части не было никогда. Можно сказать так, что Савва любил искусство в себе. Писал он быстро, профессионально и грамотно.

Виталий Николаевич Олейник. Расскажу только об одном случае, который для Саввы Половенко был характерным. По заданию секретаря обкома партии Ведникова его посылают в район. В районе его встречают, сажают в машину и отправляют в самый отдаленный колхоз, в сопровождении зав.райсельхозотделом. Видят, в поле идет трактор, подъезжают к концу загонки, трактор останавливается. Савва спрашивает «Як твоя хвамилия?». «Петренко, Иван Сидорович». Савва говорит инструктору, который сопровождает: «Развертайся, поїхали». Ему нужно было не ошибиться в статье в самом главном: назвать правильно фамилию. Остальное – дело техники. Он уже знает, какое поле, где поле, как сеют, какие кладут удобрения, кто руководитель и кто главные специалисты. В 12 часов - 1 час ночи его привозят в Николаев. Он высыпается до 3-х часов ночи, встает и садится писать. В 8 часов утра он уже приходит в редакцию и кладет материал на машинку. Это был высочайший профессионал своего дела.

С. Половенко в рабочем кабинете газеты «Пiвденна правда», 1955 год

 

Юрий Иванович Ростиянов. Это был уникальный человек. Он писал шаблонными блоками и запросто в короткое время мог выдать материал на любую тему, но главной его специализацией было, конечно, сельское хозяйство. В бытность мою секретарем партбюро он был активным членом партии, выступал на партсобраниях.

Борис Лазаревич Аров. Я бы сказал о нем двумя словами: это сын полей. Вышел из колхозной семьи и село знал досконально. Еще до войны работал в украинской областной газете «Бiльшовицький шлях». На войне был политработником и работал в СМЕРШе, были такие представители органов безопасности в каждой части. После возвращения с фронта стал заведующим отделом сельского хозяйства в газете «Пiвденна правда». Конечно, хорошо знал свое дело. Время от времени его приглашали в обком и просили написать статью за их подписью. Он был очень исполнительным и легко это делал. Потому пользовался полным доверием и уважением в обкоме.
В родной для Саввы Калиновке трудился известный председатель колхоза Танченко, Герой Социалистического Труда, они дружили. Танченко часто приезжал в Николаев, привозил выпивку, самогон, закуску. Первый тост Танченко провозглашал: «Выпьем за Савву!». А его спрашивали «А чого?». И Танченко отвечал: «Не було б Фурманова, не було б i Чапаєва, не було б Савви, не було б i мене!».
Савва Половенко бесспорно был специалистом своего дела и вошел в историю «Южной правды». Он пытался написать книгу, пьесу, и по своим способностям и знаниям он мог бы это сделать, но не получалось.

Геннадий Васильевич Селин. Это был ас сельскохозяйственной темы. Сам он из села, участник войны. Мог приехать в район, в колхоз или совхоз, записать фамилии, несколько цифр и уехать. Ему не нужно было долго рассказывать, что там происходит, он четко представлял себе всю картину и мог описать все проблемы, которые там существовали. Знал все заботы села и приемы, которыми нужно действовать. На следующее утро в пять часов он приходил в редакцию, и эта маленькая страничка в блокноте до часу дня превращалась в газетную полосу, целую страницу, которую он сдавал в печать. Мог и людей похвалить, и покритиковать, если это было нужно, и делал это оперативно. Если с ним в командировке не было фотографа, то он мог самостоятельно снять необходимый материал. Никуда не ездил отдыхать, ни в какие санатории, только в родное село. В Калиновку. Там ставил палатку или шалаш на берегу реки и ловил рыбку, дневал и ночевал там. Готовил тут же, на костре, варил уху, жарил рыбу.

В редакции Николаевской областной газеты «Южная правда», 1960-е годы

 

Анатолий Михайлович Колесник. Когда я пришел в редакцию «Южной правды», он работал корреспондентом отдела сельского хозяйства. Заведующими отделом были тогда – сначала Виталий Карпенко, а потом Аня Гудзь. Савва Половенко был большим другом заместителя главного редактора Александра Ивановича Бабенко. Приходил на работу очень рано, часов в шесть. Для того, чтобы написать очерк или передовую статью, ему достаточно было одной цифры, одной фамилии и одного факта. Писал очень много и бойко, но без особой выдумки. Конечно, в его статьях было много штампа. А как иначе можно написать большую статью, не получив для нее достаточной информации? Впрочем, наличием штампа в своих статьях страдали тогда многие журналисты. Между тем, своей работой он полностью устраивал редакцию. О нем ходили и до сего времени ходят анекдоты и легенды.

Людмила Павловна Костюк. В 1958 году мы, восемь студентов факультета журналистики Киевского университета, приехали на практику в Николаев, и нас распределили в две областные газеты. Меня направили в «Пiвденну правду», в отдел сельского хозяйства, которым заведовал Савва Алексеевич Половенко. Меня он поразил тем, что все знал. Все проблемные вопросы сельского хозяйства, всех руководителей совхозов и колхозов, всех первых, вторых, третьих секретарей райкомов партии. Звонил он им, как добрым друзьям. Еще меня поражало, что он практически не писал никогда черновиков. Держит сводку по области в руке и идет диктовать на машинку. С утра до обеда все, что нужно, сделает, а потом говорит: «Я пошел отдыхать». Я долго не могла себе найти квартиру, а потом он предложил поселиться у его тещи на проспекте Ленина и Малой Морской. Бабушка Шура жила где-то в другом месте, иногда приходила на выходные. Я приду с работы, натоплю печку, она раскалится, в доме тепло. До сих пор вспоминаю то прекрасное время. В августе 1959 года я приехала в Николаев после окончания университета и опять попала в сельхозотдел к Половенко. Но проработала там недолго. В декабре две газеты объединили, а меня направили в молодежную газету «Комсомольська iскра». Там работали такие известные впоследствии киты журналистики, как Куляс, Глушко – сейчас редактор журнала «Вiтчизна», Эмиль Январев, Илья Дискин, который стал потом редактором газеты в Крыму, Женя Бондаренко, Людмила Лозовская. Когда организовали совнархозы, одесская зональная газета взяла наше название – «Комсомольська iскра». А потом, когда расформировали совнархозы, в Николаеве стала выходить областная молодежная газета «Ленiнське плем’я».

Инна Александровна Максименко. Это было чудо в журналистике, сельский журналист-самородок. Он редко сдавал рукописи, шел с маленьким блокнотиком к машинистке и диктовал материал на целую полосу. Сам родом из Калиновки. Председателем колхоза там был Герой Социалистического Труда Танченко. Половенко писал о нем много. И потому я, только поступившая в «Южную правду», хорошо знала, кто такой Танченко, хоть никогда и не была в его хозяйстве. Половенко успевал везде. Утром поехал, ночью возвратился, а на другое утро уже диктовал машинистке