Форма входа

Статистика посещений сайта
Яндекс.Метрика

 

Владимир Аркадьевич Федоровский

  Родился 2 августа 1949 г. в Николаеве. Будучи высококвалифицированным рабочим-судостроителем завода имени 61 Коммунара, заочно окончил Литературный институт им. А.М. Горького (1982 г.). Много лет работал директором по экономике в научно-внедренческом центре. Прозаик и драматург. Его произведения печатались во многих газетах и журналах, репертуарных сборниках московских издательств, транслировались по радио, обретали сценическое воплощение на театральных подмостках, отмечались премиями на различных конкурсах. Автор двух книг прозы для детей «Ай да Петька!» (1996 г.) и «Будем строить корабли» (1996 г.), книжных изданий драматургии «Одолеть зависть» (1996 г.), «Необыкновенные приключения Мишки и его друзей» (1996 г.), «Учитель русской литературы» (2012 г.), «Двенадцать маленьких гениев» (2012 г.), «Шагнувшие в пропасть» (2012 г.), «В чужом поднебесье» (2013 г.), «Пьесы-сказки» (2015 г.), «Избранное» (2015 г.), сборника рассказов «Интеллигент из штрафбата» (2016 г., 2018 г.). Лауреат Германского Международного литературного конкурса «Лучшая книга года 2016» и Николаевской областной культурологической премии имени Николая Аркаса (2018 г.)». 

 

 

 

Клятва Гиппократа 

Пьеса в одном действии

 

Действующие лица

Борис – старший преподаватель медицинского университета, 45 лет.

Дмитрий – бизнесмен, 40 лет.

Алена – его дочь, студентка, 20 лет

Время действия – наши дни.

 

 

Картина первая

Служебный кабинет. Обставлен со вкусом, но без лишней роскоши. Здесь Дмитрий, подтянутый энергичный мужчина крепкого телосложения. Он разговаривает по мобильному телефону.

Дмитрий. С налоговиками пусть разбирается главный бухгалтер. Как с ними договориться – это ее проблемы. Если они накрутят штрафы, то она будет отстегивать бабки из своего кармана. Так и передай ей. У меня все. (Кому-то снова звонит). Привет братан! Это Дима. Как там у тебя дела? Перекачал зелень в оффшоры? (Помедлив). Ну и порядок! Мы теперь с тобой две большие акулы. Всю мелкую рыбешку сразу же заглатываем. А что там с более крупной рыбой? Я имею ввиду Кменковский пищекомбинат. Дожал директора? (Помедлив). Если по хорошему не захочет, то разговор будет другим. Начнет артачиться – поставим на счетчик… Ну будь здоров! (Выключает мобильный телефон и кладет его в карман).

Входит Алена.

Алена. Папик, гутен таг! Это я!

Дмитрий. Привет, красавица! Чего это ты вздумала ко мне на работу прилететь?

 Алена. А где я могла тебя выследить? Твоя секс-подушка сразу же уши развесит. Все ей надо знать! Для меня полный балдеж наступил, когда ты мне квартирку прикупил. Обитать под одной крышей с твоей Танькой – выше моих сил. Мачеха, блин! Всего на семь лет старше! Как она меня достала!

Дмитрий. Она уже целых два года практикующий доктор. В отличии от тебя.

Алена. Ой, ой! Можно подумать! Сиськастая секс-бомба! Уставится своими глазищами… Нет, папик, если ты хочешь знать мое мнение… Она в тебя вцепилась мертвой хваткой не просто так… Унюхала, что у тебя большие бабки…

Дмитрий. Аленка, я на работе! Мы теряем время! Что случилось? Могла бы приехать ко мне домой, когда Таня на дежурстве…

Алена. Папик, я тебе сто раз благодарна

Дмитрий. За что дочура?

Алена. Ты мне крутую тачку подарил! Но я не могу постоянно караулить тебя. Ты вечно мотаешься по городам и районам… А если поздно вечером прикатишь домой, то Танька тебя сразу же волокёт в постель. Завален своей работой утром, днем и вечером… А ночью Танька тут как тут – ненасытная львица…

Дмитрий. Дочурка моя дорогая! Это бизнес! Его надо постоянно приумножать. Одних нахлебников сколько на моей шее! Разных контролеров, проверяющих… Почти каждый из них хочет чем-то поживиться. А не дашь – штрафов не оберешься.

Алена. У меня засветились проблемы, папик…

Дмитрий. Рассказывай, дочура! Я слушаю.

Алена. У нас в медуне окопался один зануда и упрямый осел. С тараканами в черепной коробке. Влепил мне неуд…

Дмитрий. Надо было купюру вложить в зачетку.

Алена. Вложила! Но ему все по барабану! Отшвырнул зачетку. Еще и нотациями меня задолбал. Такая нудота!...

Дмитрий. Наверное мало деньжат ему подкинула. Решила сэкономить… Я же тебе подкидываю прилично… С головой хватит на эти расходы… Все остальные студенты по сравнению с тобой просто нищие…

Алена. Ничего себе мало! Пятьдесят баксов! А сколько же ему надо отваливать?

Дмитрий. Ну откуда я знаю, Аленка? Может, он известный профессор? Тогда уж с гонором! Особенно, если консультирует местное начальство и их жен. Может, считает для себя унизительным – брать мелкие подачки.

Алена. Да никакой он не профессор! Занюханный старший преподаватель. Толкает нам хирургию сердца и сосудов.

Дмитрий. Важная дисциплина.

Алена. Ну кто к нему приползет за консультацией, если у него ни степени, ни звания? (Помедлив). Я в наглую пошла. Попыталась добавить десять баксов, положила их в зачетку… А он меня выгнал из аудитории…

Небольшая пауза.

Без твоего наезда никак не обойтись, папик.

Дмитрий. Что ж, придется с ним пообщаться…

Алена. Вначале созвонись с ним. Кафедра хирургии сердца и сосудов.

Дмитрий. Ладно, давай сюда свою зачетку. Поставит он тебе «уд». Ты же знаешь, дочурка, нет такой задачи, которую я бы не смог решить. А это сущий пустяк!

Алена. Знаю, папик… Ты как тяжелый танк…

Дмитрий. Не подлизывайся, хитрюга! Скажи-ка мне полностью имя и отчество этого принципиального человека.

Алена. Таиров Борис Евгеньевич.

Дмитрий. Все, больше мне ничего не надо.

Алена. Папик, ты не поверишь! Мне сегодня ночью такой сон втихаря подкрался. Будто бы этим летом на островах меня стал клеить молодой симпатяга-олигарх. Совсем не жирный. А стройный, подтянутый, высокий. Терпеть не могу жирных мужиков! Хорошо, что ты не жирный, папик.

Дмитрий. Чего я должен быть жирным? Занимаюсь спортом, посещаю плавательный бассейн, тренажерный зал…

Алена. Ты у меня мужской идеал! Все бабы мечтают о таких мужиках.

Дмитрий. Когда твоя мама умерла, тебе было всего семь лет. Я дал себе слово – вырастить и поставить тебя на ноги. Добиться того, чтобы ты ни в чем не нуждалась.

Короткая пауза.

Ну все, дочурка, разбегаемся. Времени у меня в обрез. Заполненную зачетку привезу тебе домой.

Алена. Покедова, папик. (Уходит).

Затемнение.

 

 

   

Книги В.А. Федоровского

 

 

 

Картина вторая

  Небольшая комната-аудитория. За преподавательским столом сидит Борис, худощавый узкоплечий мужчина, и что-то пишет. Входит Дмитрий, здоровается.

Дмитрий. Вы – Таиров?

Борис. Да.

Дмитрий. Это я вам звонил.

Борис. Слушаю вас.

Дмитрий. Позвольте представиться. Зовут меня Дмитрий Николаевич. Владелец и генеральный директор двух рынков и супермаркета «Белый орел». Вот моя визитка. (Протягивает визитку).

Борис. А зачем она мне? Я с торговлей не связан.

Дмитрий. Очень даже пригодиться. Сегодня именно торговля обеспечивает наибольшее количество рабочих мест. Стал, допустим, человек безработным. Куда ему остается идти? Только в торговлю.

Борис. Чтобы успешно работать в торговле, нужно иметь особый склад характера. Поэтому я точно знаю, что из меня бы вышел никудышный торговый работник.

Дмитрий. Не смешите меня! Если в хирургии сосудов разбираетесь, то структура торговли для вас – сущий пустяк.

Борис. Структура – это одно, а самому торговать – совсем другое.

Дмитрий. Вы бы знали, сколько среди мелких торговцев бывших учителей и врачей! Когда грянул экономический кризис, у них начались большие проблемы с выплатой зарплаты. Вот и ушли в торговлю. Выживать ведь как-то надо было.

Борис. Врачи давали клятву Гиппократа…

Дмитрий. Если очень хочется кушать…

Борис. Послушайте! Вы позвонили и приехали ко мне… Позвольте узнать, с какой целью?

Дмитрий. Это уже деловой разговор, доктор. Вы ведь по образованию доктор?

Борис. Да, доктор.

Дмитрий. Конечно, не доктор медицинских наук, а обыкновенный доктор (Помедлив). А я бы мог посодействовать, чтобы в недалеком будущем вы стали доктором наук и профессором. По-моему, это заветная мечта каждого преподавателя вуза…

Борис. Для этого нужно иметь очень серьезные опубликованные научные работы, монографии…

Дмитрий. Этого очень мало, доктор. Времена сейчас другие. Можно иметь изданные монографии, а каменную стену не прошибешь… А я могу протаранить…

Борис. Каким это образом, позвольте вас спросить?

Дмитрий. У меня ест  большие деньги, доктор. В нашей стране это лучшее средство для любого тарана.

Пауза.

Борис. Горько сознавать… но вы ведь правы… Когда же мы станем нормальными людьми? Когда же мы избавимся от этой патологии… этого опасного вируса?... Чтобы могли жить по-человечески. Когда же закончится эта дикая вакханалия? Ведь порой общаешься с человеком и видишь, что перед тобой просто корыстолюбивое существо, ищущее только какую-то выгоду…

Дмитрий. Ну вы прямо мечтатель, доктор! Время иллюзий и мечтаний ушло. Остался только жесткий расчет. (Помедлив) Вы, наверное, пишите научные работы… по хирургии сердца и сосудов?

Борис. Пишу… У меня же есть практика, которую я не оставляю…

Дмитрий. А вот опубликовать их, вероятно, не так и просто. Если автор не доктор наук, не профессор. Если не имеет почетного звания… Если не стимулировал должным образом главного редактора научного журнала…

Борис. Позвольте, вы уж прямо всех под одну гребенку! Главный редактор научного журнала – уважаемый человек, академик…

Дмитрий. Да, пачкаться по мелочам академик не будет. Ноу него тоже есть жена, дети и внуки… А соблазнов сейчас ого сколько! Полки магазинов завалены хорошими импортными товарами…

Борис. Странно… Неужели вы считаете, что в нашей стране не осталось честных и порядочных людей?

Дмитрий. Пока еще сохранились такие немногочисленные экземпляры. Но живут они в ужасной нищете… (Помедлив). Кстати по поводу почетного звания. Мне кажется, что вы заслуживаете его. Вы ведь уже давно работаете в этом вузе?

Борис. Семнадцать лет.

Дмитрий. Вполне достаточно, чтобы получить почетное знание. А я с губернатором на короткой ноге. Мы с ним друзья. Он как раз председатель областной наградной комиссии.

Борис. На присвоение почетного знания выдвигается трудовой коллектив…

Дмитрий. Если будет звонок от губернатора, то тут же организуют собрание трудового коллектива вашего вуза. Оформят бумаги, губернатор подпишет представление. А через несколько месяцев в правительственной газете появится Указ Президента с указанием списка награжденных. Там будет и ваша фамилия. (Помедлив). Да и научные работы я бы помог вам издать отдельной книгой.

Борис. Я не могу понять, почему вы так стремитесь в чем-то оказать мне помощь. Может, я когда-то очень удачно сделал операцию вашему близкому родственнику и тем самым спас ему жизнь?

Дмитрий. Да нет… Просто я случайно узнал, что вы честный человек. Вот и захотелось помочь вам.

Борис. Позвольте мне задать один вопрос?

Дмитрий. Да, я слушаю.

Борис. Ваши предложения о помощи бескорыстны или предполагают какую-то ответную реакцию с моей стороны?

Дмитрий. Второе доктор. Ответную реакцию.

Борис. Что же я должен сделать для вас?

Дмитрий. Сущий пустяк. (Вытаскивает из кармана зачетку и протягивает Борису). Поставить в зачетку моей дочери удовлетворительную оценку.

Борис. Ваша дочь – Алена Антоненко?

Дмитрий. Совершенно верно, доктор.

Небольшая пауза.

Борис. А теперь представьте ситуацию. Ваша дочь окончит наш университет, получит диплом врача. Какой из нее выйдет хирург? Даже страшно представить случай, когда больной, нуждающийся в операции, попадет к ней на хирургический стол. Сможет ли он после этого остаться в живых?

Дмитрий. Я вам могу пообещать, что она сама никогда не будет оперировать. Как только она окончит медицинский университет, я ей куплю клинику, из Европы самое современное оборудование. Она будет хозяйкой клиники, а не практикующим врачом.

Борис. Это ваши проблемы. Но то, что вы просите я сделать не могу.

Дмитрий. Почему?

Борис. Потому что это будет преступлением с моей стороны! Потому что это грубейшее нарушение клятвы Гиппократа!

Небольшая пауза.

Дмитрий. Клятву вспомнил? А я вынужден перед тобой унижаться! Ты только подумай: кто ты и кто я?! Я создал для людей в этом городе сотни рабочих мест…

Борис. Да мне плевать на ваши огромные деньги!

Дмитрий. А ты попробуй их заработать! Пока ты, чистенький и ухоженный, спокойно приходил на работу и читал студентам заученные наизусть лекции, кто то остался без гроша в кармане. Когда бушевал кризис. Этот кто-то девок в Турцию вывозил… Турки за каждую телку по три тыщи зеленых выкладывали… Он эти бабки сразу же в бизнес вложил…

Борис. Это вы о себе?

Дмитрий. Догадливый ты доктор…

Борис (неожиданно). Да вы негодяй! Мерзавец! Торговали людьми!... Мне не о чём с вами говорить! Ваше место в тюрьме!

Дмитрий. Нет, ты выслушай, доктор! Эти большие деньги мне не упали с неба. А насчет девок, так они, в основном, знали, что будут работать в борделях.

Борис. Да вас судить надо за это! За торговлю людьми!

Дмитрий. А ты значит чистенький! Ничем себя не замарал! Потому и нищий как церковная мышь!

Борис. Убирайтесь отсюда!

Дмитрий. Послушай, доктор! Мне только стоит заикнуться, и мои охранники сделают тебя инвалидом.

Борис. Не пугайте меня! Привыкли жить безнаказанно, покупать всех и вся…

Дмитрий. Хотел с тобой по хорошему, доктор! Но ты все-таки подумай. Время еще есть. Достает из кармана бумажник, вытаскивает купюру. Здесь сто баксов. За удовлетворительную оценку в зачетке.

Борис (возмущенно). Уберите деньги! Я их не возьму!

Дмитрий. А зарплату все-таки берешь?

Борис. Зарплата – это заработанные деньги.

Пауза.

Дмитрий. В общем так, доктор. Экземпляр вы, конечно, редкий и уникальный. Но я обещаю, что никто вас даже пальцем не тронет. Живите спокойно. Но я безрезультатно потратил время на общение с вами. Вы оскорбили меня, нанесли моральный ущерб. За это придется заплатить. Вы мне будете должны четыреста баксов. Отдадите по частям.

Борис. Какие четыреста баксов?

Дмитрий. Все, разговор окончен. (Помедлив). Однажды я увидел, как из окна какой-то квартиры выбросили на улицу беспомощного котенка. Подумайте над этим… А положительную оценку в зачетке поставит кто-нибудь другой… Зав. кафедрой или декан… (уходит).

Пауза.

Борис (задумчиво) Значит, меня как беспомощного котенка… У этого богатого мерзавца в друзьях губернатор, перед которым наш ректор ходит на задних лапках… Разве можно что-то предугадать… (Звонит по мобильному телефону). Коля, привет! Это Боря Таиров. Как у тебя дела? Как здоровье? (Помедлив). А как жена, дети?

Пауза.

Ты там же работаешь, в частной клинике «Валеология»? (Помедлив). Заработок стабильный? Это ясно, что все зависит от количества клиентов. У меня к тебе просьба. Поговори с хозяевами клиники. Может, они не прочь расширить комплекс услуг. Чтобы прием вел и сосудистый хирург. (Помедлив). Полагаю, что скоро начнут под меня копать. А силы в борьбе неравные… Как-нибудь расскажу при встрече. Не все, Коля, удачи тебе! (Выключает мобильный телефон).

Затемнение.

12 апреля 2012 г.

 

Книги В.А. Федоровского